г.Москва, ул.Б.Дорогомиловская, д.5

1tl1vk

Войти

Авторизация

введите логин и пароль
Запомнить меня
Новости


За состоянием осанки нужно следить с самого раннего детства.

Заботясь о состоянии здоровья детей в целом, к сожалению, мало уделяется внимания осанке ребенка. Родители воспитатели мало интересуются тем, как держит себя ребенок в положении «сидя» и «стоя», как он ходит, т.е. мало следят за тем, как формируется его осанка. Там, где не уделяется этому должное внимание с самого раннего возраста, ребенок привыкает к неправильной осанке, что в свою очередь приводит к возникновению различных искривлений позвоночника. Эти искривления не только деформируют туловище, грудную клетку, ноги, но и препятствуют нормальному функционированию различных органов и систем организма ребенка.

Известно, что в настоящее время только 10% детей практически здоровы, а 80% из них страдают различными видами нарушения осанки, от плоскостопия до сколиотической болезни.

Следует помнить, что появление неправильной осанки может быть обусловлено не только дурной привычкой, но и ослаблением мышц спины, которые не в состоянии удержать туловище прямо, как в положении «сидя», так и в положении «стоя». Уделять внимание формированию осанки надо еще у детей дошкольного возраста, вернее с первых месяцев жизни. Но еще больше следует заботиться об осанке школьников. Ведь известно, что учащиеся сидят не только в школе, но и дома при подготовке уроков, при чтении, при просмотре телевизора. Но особенно в последние годы отмечается негативные последствия чрезмерным увлечение компьютером. Вот и выходит, что в положении сидя они проводят по 8-11 часов в сутки. Тут следует помнить, что ребенок сидит за партой, возможно несоответствующей его росту, сильно согнувшись, то его плечи подаются вперед, грудная клетка уплощается, дыхание становится поверхностным, мышцы живота расслабляются, мышцы спины растягиваются, лопатки отстают от спины наподобие «крыльев» и таким образом, у ребенка формируется круглая спина. Иногда, делая уроки, ребенок опускает одно плечо ниже другого, в результате чего у таких детей может сформироваться боковое искривление позвоночника или сколиотическая осанка. Нередко дети кладут тетрадь на парту слишком косо и при этом сами поворачиваются, что может со временем стать причиной сколиоза, т.е. его поворотом тел позвонков вокруг своей оси. Часто приходится наблюдать, что стоят дети тоже неправильно: они наклоняют голову вперед. При этом вперед подаются плечи, грудная клетка уплощается, а живот выпячивается. С течением времени эта привычка закрепляется и приводит уже к видимым признакам нарушения осанки. Или еще: ребенок стоя имеет привычку выставить одну ногу в сторону или вперед, на другую опираться. Опыт показывает, что в результате неравномерной нагрузки на одну ногу, таз может принять косое положение, что в свою очередь также может привести к искривлению позвоночника.

Родители, преподаватели, тренеры должны знать, что при длительной нагрузке на одну и ту же руку, например при ношении портфеля, книг, спортивного инвентаря может наступить деформация позвоночника, поэтому обязательно надо книги и другие предметы носить в ранце, рюкзаке. Кроме того, необходимо уберечь ребенка от ношения непосильных тяжестей, т.к. это также может привести к искривлению позвоночника и другим нарушениям осанки. При искривлении позвоночника наблюдается не только деформация грудной клетки, но и перекос таза, нарушение функции нижних конечностей. При патологической осанке грудная клетка значительно суживается и уплощается, легкие в ней сдавливаются, Снижается подвижность грудной клетки, что приводит к нарушению газообмена в них, нарушается работа сердца и сосудов. У таких детей и подростков наблюдаются частые заболевания острыми респираторными заболеваниями, они больше предрасположены к заболеванию туберкулезом, острым бронхитам, пневманиям, бронхиальной астме и др. Кроме того, все это приводит к снижению статической выносливости организма, дети быстро утомляются, у школьников снижается работоспособность, и физическая в том числе. Чем раньше родители, врачи выявят нарушение осанки, тем эффективнее будет ее лечение специальным комплексом корригирующих средств, которые составлены с учетом вида патологической осанки.

Что же понимать под нормальной осанкой? Под нормальной или правильной осанкой подразумевается привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени могут говорить о робости, пассивности человека или о том, что он болен. Правильная осанка - это не просто красиво. Это свидетельство того, что вы уверены в себе и благополучны.

Как уже было сказано, нарушения осанки приводят к целому ряду серьезных заболеваний. В первую очередь – к болезням позвоночника и корешков спинного мозга. А это, в свою очередь, приводит к ухудшению работы тех органов, которыми они управляют.

Осанка определяется, во-первых, состоянием мышечного аппарата, то есть степенью развития мышц шеи, груди, спины, живота и нижних конечностей, а также функциональными возможностями мускулатуры, ее способностью к длительному статическому напряжению. Во-вторых, - эластическим свойствам межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканных образований суставов позвоночника, определяющими подвижность позвоночника, а также таза и нижних конечностей. В-третьих, - состоянием стоп и ног в целом.

Позвоночный столб – это главная опора туловища, головы, конечностей. Нормальный позвоночник представляет собой волнообразную линию из чередующихся волнообразных изгибов: шейного и поясничного (выпуклостью вперед), грудного и крестцового (выпуклостью назад). Эти изгибы способствуют сохранению равновесия, смягчают толчки и сотрясения при движении. Они формируются в процессе роста позвоночника. Шейный лордоз формируется, когда ребенок начинает поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной кифоз появляется, когда ребенок начинает сидеть, поясничный лордоз – когда ребенок становится на ноги.

Считается, что к 6-7 годам изгибы уже четко выражены, к 14-15 становятся практически постоянными, а окончательно формируются к 20-25 годам. Именно поэтому к позвоночнику нужно быть очень внимательными в младшем возрасте. Когда он еще гибок и податлив, когда еще не произошел процесс окостенения. Особенно велика вероятность различных искривлений позвоночника в возрасте 13-15 лет – в период усиленного роста костной системы с определенным отставанием в развитии мускулатуры. Это так называемый период вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела в длину, с которым связывается диспропорция в развитии костей, связок, мышц растущего организма.

Все это должно убедить родителей в том, что за состоянием осанки ребенка нужно следить с самого раннего детства.

А теперь давайте проверим, правильная ли у вашего ребенка осанка. Для начала перечислим признаки правильной осанки:

1. Симметричность расположения частей тела относительно позвоночника.
2. Голова находится в вертикальном положении, подбородок слегка приподнят, линия по нижнему краю глазной орбиты до козелка уха строго горизонтальна.
3. Линия надплечий горизонтальна.
4. Грудная клетка не имеет ни выпадений, ни выпячиваний спереди и сзади.
5. Лопатки прижаты к туловищу, углы лопаток находятся на одной горизонтальной линии.
6. Брюшная стенка вертикальна, пупок находится на средней линии.
7. Ноги имеет правильную форму и при осмотре сбоку прямые.
8. Угол наклона таза 35-55 градусов.

Типы осанок

Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскости. Различают несколько вариантов нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника.

1. «Сутулость» – увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза. Соотношение протяженности физиологических изгибов при этом виде нарушений осанки изменяется в сторону увеличения кифоза.
2. «Круглая спина» – увеличение кифоза при сохранении нормальной высоты лордоза. Отмечается укорочение грудных мышц, что способствует отстоянию и выпячиванию лопаток наподобие крыльев. Круглая спина нередко образуется после болезни, например, если детям при рахите разрешают рано садиться, у них возникает, так называемый рахитичный кифоз. Рассматриваемый вид искривления позвоночника может возникать также в месте перелома позвонков. В таком случае искривление позвоночника выражено более резко.
3. «Плоско-вогнутая спина» – усиление лордоза в поясничной области при уменьшении высоты грудного кифоза. Увеличен наклон (угол) таза спереди, усиливается крестцово-поясничный лордоз. Мышцы брюшного пресса слабые, растянутые, вследствие чего живот выпячивается и отвисает. Мышцы живота, бедер и ног слабые. Этот вид патологии может быть связан с усиленным поясничным лордозом, появившимися в результате воспаления тазобедренного сустава, при детском параличе, связан с неправильным положением ног, неправильным положением грудной клетки и т.д.
4. «Кругло-вогнутая спина» – увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза.
Мышцы спины, живота, бедер и ног, а также связки в этом случае слабо развиты, брюшной пресс постепенно растягивается, формируется отвисший живот, внутренние органы при этом занимают более низкое, чем в норме положение. Кифоз позвоночника имеет тенденцию к стабилизации, наблюдается ограничение дыхательных движений, что способствует снижению функционального состояния системы органов дыхания, что может приводить к частому возникновению пневмоний, туберкулеза легких и т.д.
5. «Плоская спина» – сглаживание всех физиологических изгибов. Грудная клетка при плоской спине тоже уплощена. Дыхание ограничено, физиологические изгибы позвоночника не формируются, они сглажены, мышцы спины ослаблены. Вследствие чего наблюдается отставание лопаток от грудной клетки и позвоночника. У таких детей легко образовываются боковые искривления позвоночника с соответствующими деформациями грудной клетки. Одной из причин такой патологии является рахит.
6. Сколиотический тип осанки – латеральные отклонения оси позвоночника при сохранении высоты и соотношениях протяженности физиологических изгибов. При этом виде нарушения осанки важно провести дифференцированной диагноз между сколиотической болезнью и сколиотической осанкой. Сколиоз – это боковое искривление позвоночника, сочетающееся с его торсией, обусловленное патологическими изменениями в самом позвоночном столбе и его паравертебральных тканях. Диагноз - сколиоз ставится на основании рентгенологического исследования.

Смотри рис.

2cf9b10c2e31


Обычно выделяют 3 степени нарушения осанки:

- Для I характерны небольшие изменения осанки.
- II степень характеризуются нарастанием симптомов неправильной осанки, которые достаточно легко устраняются, если разгружать позвоночник в горизонтальном положении.
- Нарушения осанки III степени при разгрузке позвоночника не устраняются.

У детей дошкольного возраста чаще всего встречаются I-II степени нарушения осанки, у школьников старшего возраста II-III степени.

Большое значение для оптимальности динамического стереотипа опорно-двигательного аппарата имеет состояние сводов стопы.

Влияние плоскостопия на организм человека далеко не ограничивается нарушением амортизационной функцией стопы. Оно вызывает изменения адекватной биомеханики нижних конечностей, костей таза и позвоночника в целом, что схематично представлено на рисунке. При наличии различной степени уплощения стоп справа или слева возникает функциональное укорочение одной из нижних конечностей, что обуславливает появление наклона или скручивание таза, блокирование структур тазового кольца и формирование компенсаторной асимметрии позвоночника во фронтальной плоскости со всеми вытекающими отсюда последствиями.

См. рис.

e9bfc1b8ea94 

Методы профилактики и коррекции нарушения осанки

Основным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка: оно должно начинаться с первых месяцев после рождения и постепенно включать новые средства и методы физической культуры соответственные возрасту и развитию ребенка.

Решающее значение для организации методики физического воспитания детей имеют анатомо-физиологические изменения ЦНС и знания основных этапов онтогенеза системы движения. Для правильного понимания врачом и педагогом роли индивидуального опыта имеет тот факт, что уже с первых дней жизни ребенка возникают новые реакции на мышечные ощущения при движении и изменение положения тела ребенка в пространстве. В свете современных данных о чрезвычайно раннем возникновении проприоцептивных рефлексов у детей и о возможностях весьма широкого их совершенствования даже в грудном и тем более в позднем возрастном периоде, можно думать, что раннее появление даже спортивного таланта у ребенка в большей степени обязано рациональному семейному воспитанию.

Большое внимание педагога и врача должно быть обращено на совершенствование проприоцептивных условных рефлексов детей, что практически сказывается на тонкое мышечное чувство, на способность ощущать темп, быстроту движений, их амплитуду, степень и сочетание напряжения, расслабление и др. Развитие таких способностей ведет к должному совершенствованию статодинамическим функций ребенка.

Влияние средств физической культуры на коррекцию осанки, необходимо рассматривать с учетом возраста ребенка.

Принято различать следующие возрастные группы:

1) преддошкольная (от 1 до 3 лет);
2) дошкольная (от 4 до 6 лет);
3) младшая школьная (от 7 до 11 лет);
4) средняя школьная (от 12 до 15 лет) и
5) старшая школьная (от 16 до 18 лет).

Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Исправление осанки – кропотливая комплексная работа, которая должна включать в себя целый комплекс мероприятий, учитывающих индивидуальность случая.

- Постоянная двигательная активность, включая ходьбу пешком, прогулки, занятия физическими упражнениями. Особенно полезно для формирования правильной осанки плавание гимнастика в воде, о чем будет сказано ниже.
- Неусыпный контроль за правильной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок и других тяжестей.
- Сон на жесткой постели с невысокой подушкой, которую лучше заменить валиком под шею. Йоги считают идеальным местом для сна деревянную поверхность, покрытую нетолстым ватным матрасом
- Сбалансированное питание, включающее в себя достаточное количество минеральных элементов и витаминов D, A, C.
- Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, склонность «горбиться» во время сидения, стояния, ходьбы и др.
- Курс корригирующей гимнастики.
- Массаж.
- Профилактика и исправление деформаций стопы, что приводит к выравниванию нарушений осанки в области таза и правильному перераспределению нагрузки на позвоночник. Безопорная нагрузка на мышцы стопы во время плавания во многом способствует достижению этого эффекта.

Огромное значение имеет профилактика нарушений осанки, особенно в раннем возрасте. От родителей требуется выработка сознательного отношения к этому процессу со стороны ребенка.

Необходимо неоднократно объяснять и показывать ему, что такое правильная осанка и что необходимо делать для ее поддержания. Родители оказывают огромное влияние на формирование осанки своего ребенка с первых дней жизни: массаж, занятия плаванием и другими физическими упражнениями, контроль за навыками правильной осанки в быту и при выполнении различных видов деятельности.

Физическое развитие ребенка может быть улучшено лишь при использовании всех возможностей физической культуры, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, уроки физической культуры в школе, систематические занятия спортом. Наиболее разносторонние влияние на организм, оказывают ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом, фитобол-гимнастика, плавание.

При современном образе жизни, доля времени, которое человек проводит в положении сидя, существенно превышает время активной ходьбы, бега и пребывания человека в положение стоя. Поэтому соблюдения правильной осанки в положении сидя необходимо для предотвращения локальной перегрузки межпозвонковых дисков. На рисунке приведены нагрузки на позвонки поясничного отдела, которые имеют место при различных положения тела человека во время сидения. Как видно из рисунка, при сидении на эластичном мяче большого диаметра, нагрузка на межпозвонковом диске минимальна. Почему же это происходит?

При сидении на стуле с «сутулой» спиной позвоночник приобретает С-образную форму, утрачивая свои физиологические изгибы. При этом давление на различные участки диска перераспределяются и становятся неравномерными. Локальная компрессия передней части диска, растянутые мышцы спины и расслабленные мышцы брюшного пресса, сдавленная грудная клетка – все это способствует формированию неправильной осанки, затруднению дыхания. В положении сидя на упругой и подвижной поверхности мяча, позвоночник приобретает свое естественное положение, которое является наиболее устойчивым для поддержания равновесия.

Мышцы спины при этом находятся в напряжении, так как непроизвольное покачивание приводят к постоянным изменениям положения тела.

См. рис.

88ca15bf7a45
Соответствующий росту размер мяча можно выбрать следующим образом:

- для детей в возрасте 3-5 лет диаметр мяча должен равняться 45 см;
- для детей 5-10 лет – 55 см;
- для детей выше 150 см и взрослых 150-170 см – 65 см;
- 170-190 см – 75 см
- выше 190 см – 85 см.

Критерием правильности выбранного размера мяча служит угол между бедром и голенью сидящего на мяче человека, который (при правильном положении сидя) должен составлять 95-110 град.

Особенности построения фитобол-тренировки

В целом схема построения фитбол-тренировки не отличается от классической схемы построения урока оздоровительной гимнастикой.

Продолжительность и интенсивность варьируются в зависимости от контингента занимающихся и задач, поставленных преподавателем.

Уникальная возможность проведения аэробной части урока в положении сидя позволяет существенно расширить контингент занимающихся. Проведенные в США, Европе и России исследования подтверждают несомненное положительное воздействие таких тренировок на позвоночник, сердечно-сосудистую систему, вестибулярный аппарат.

Одной из отличительных черт фитбол-урока являются упражнения на развитие вестибулярного аппарата, что широко применяется на Западе не только в оздоровительных занятиях, но и при подготовке профессиональных спортсменов, таких, как велосипедистов, парашютистов, водных лыжников и др.

Для занятий фитболом требуется особое музыкальное сопровождение, в котором темп музыки зависит от степени упругости мяча и варьируется для разных уровней подготовленности занимающихся.

Плавание

Плавание как лечебно-реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. В его основе лежит применение с лечебной целью физических упражнений в воде.

Плавание и гимнастика в воде имеют неоценимое значение при нарушении функции опорно-двигательного аппарата.

Термические особенности холодной воды повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и способствует закаливанию организма. В теплой воде уменьшаются болевые ощущения. Поэтому наблюдающееся при ограничении подвижности в суставах снижение силы мышц, сопровождающееся болевыми ощущениями, лечебная гимнастика в воде имеет преимущества перед гимнастикой на суше.

Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности требуется усилие каждой руки в 300-400 г, а при плавании это усилие возрастает в несколько десятков раз, увеличивая силу мышц. Действуя на все кожные рецепторы вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, их напряжения, заставляя все нервные клетки работать в полную силу. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата. При это возникают так называемые антигравитационные рефлексы, помогающие в ориентации, сохранении равновесия.

Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить следующие задачи:

- коррекция при нарушениях из разгрузочного положения позвоночника
- увеличение силы постуральных мышц в условиях приближенных к невесомости, что позволяет создать новый двигательный стереотип
- закаливание организма ребенка

Чтобы достичь наилучшего эффекта, вода не должна быть холодной – не ниже 28-29. Иначе не достичь желаемого эффекта разгрузки позвоночника.
Продолжительная разгрузка позвоночника в воде дает возможность без ущерба выполнять самые различные упражнения, сочетая их с освоением различных стилей плавания. Примерная схема занятий для детей 9-10-летнего возраста такова: вводная часть (5 минут), состоящая из общеразвивающих упражнений на все группы мышц, и основная часть занятия, которая длится 25-30 минут:

1. В положении на груди выполняется скольжение на расстоянии 5-6 м, выдох в воду. После выдоха голову поднять, сделать вдох, повторить скольжение. Весь цикл повторяется 2 раза.
2. Исходное положение - стоя на дне, ( вода на уровне области шеи), руки в стороны, ладони вперед. Соединить ладони, равномерно преодолевая сопротивление воды, развернуть кисти тыльной поверхностью, развести руки с полной амплитудой до положения в сторону-назад. Количество повторений 6-8 раз.
3. Исходное положение – стоя спиной к поручню, руки в стороны, хват за поручень. Шаг вперед, прогнуться, выпрямиться. Количество повторений 6-8 для каждой ноги.

Таким образом, при благоприятном систематическом воздействии на организм ребенка водной среды развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ и работа внутренних органов, но самое важное – занятие лечебным плаванием способствует разгрузки позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя уменьшению деформации позвоночника и его стабилизации. В зависимости от типа дефекта осанки существуют программы лечебного плавания, которые подробно описаны в специальной литературы. 

Гимнастические упражнения

В программу гимнастических упражнений входят разные виды построений и перестроений (строевые упражнения), большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами (обручем, палкой, мячом, лентой), упражнения в лазании и в равновесии, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения.

Детям, больным сколиотической болезнью, запрещены акробатические упражнения, кувырки и упражнения на гибкость, увеличивающие подвижность позвоночника, а также снарядовая гимнастика.

Упражнения по формированию навыка правильной осанки, укреплению мышечного корсета выполняются на каждом занятии лечебной гимнастики.

Применение специальных упражнений дает возможность нормализовать кривизну позвоночного столба, угол наклона таза, положение и форму грудной клетки, добиться симметричного стояния пояса верхних конечностей.

Чтобы постоянно сохранять правильное положение частей тела, необходимо укреплять естественный мышечный корсет. Эффективность применения с этой целью специальных упражнений зависит от исходных положений (и.п.).

I. У гимнастической стенки. К гимнастической стенке прижаты: 1. Пятки. 2. Икры ног. 3. Ягодицы. 4. Лопатки. 5. Затылок.
Голова прямо, подбородок на уровне шейной ямки, живот подтянут, руки вдоль туловища.
II. Стоя. Стоять у в упоре на двух ногах, стопы параллельно, при этом: 1. Живот подобран. 2. Ягодицы напряжены. 3. Спина прямая (без прогиба в пояснице). 4. Плечи развернуты и опущены вниз. 5. Руки опущены вдоль туловища.
Голова прямо, подбородок на уровне шейной ямки.
III. Лежа на животе: 1. Руки «крылышками», плечи тянуть вниз. 2. Макушкой тянуться вверх, лоб на полу (простыне). 3. Ноги вместе, носки тянуть вниз.
IV. Лежа на спине, при этом: 1. Руки под углом 45, ладони наверх. 2. Голова и туловище прямо. 3. Носки тянуть вниз. Следить, чтобы не было прогиба в пояснице.
V. На боку. Одна рука согнута в упоре перед грудью, вторая вверх, ладонью на полу. Проверка: нос, область пупка и носки на одном уровне.
VI. Упор стоя на коленях, при этом: 1. Прямой угол в плечевых и тазобедренных суставах. 2. Живот подобран. 3. Голова и спина на прямой линии. 4.

Кисти рук вперед, параллельны одна другой, колени и пятки вместе, носки оттянуты.

Наиболее выгодные исходные положения: лежа на спине, лежа на животе, упор стоя на коленях, так как при них возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключается влияние мышц на угол наклона таза.

Из этих исходных положений выполняют упражнения, включающие в работу мышцы спины, живота, боковой поверхности тела. В упоре стоя на коленях позвоночный столб как бы провисает между поясом верхних конечностей и поясом нижних конечностей и умеренно растягивается. Это дает возможность целенаправленно корригировать нарушение осанки. Упражнения, выполняемые в этих исходных положениях, должны иметь симметричный характер.

Динамические упражнения следует чередовать с упражнениями в статических напряжениях, на расслабление, применяя разные исходные положения. В первом триместре на одно общеразвивающее упражнение дается два дыхательных, во втором на одно общеразвивающее – одно дыхательное, в третьем на два общеразвивающих – одно дыхательное.

Большое внимание необходимо уделять упражнениям по выработке правильной осанки.

При асимметричной осанке большую роль играют симметричные упражнения, при которых более ослабленные мышцы на стороне выпуклости позвоночного столба работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне. Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, дает стойкий эффект лишь при одновременном формировании навыка правильной осанки. Он создается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего ощущать положение определенных частей тела, умения напрягать и расслаблять отдельные мышцы или группы мышц. Навык правильной осанки вырабатывается и закрепляется при выполнении общеразвивающих упражнений, упражнений «на координацию и равновесие». Желательно все виды гимнастических упражнений делать при визуальном контроле, то есть перед зеркалом.

ВАЖНО!

Дети с нарушением осанки должны заниматься лечебной гимнастикой дома, получив подробные указания у врача. При резкой форме нарушения осанки занятия лучше проводить в кабинетах лечебной физической культуры группами. Считается показанным создание в школах специальных групп учащихся с нарушением осанки, с которыми проводятся занятия специальной лечебной физкультурой, сочетающейся с такими видами спорта, как плавание, гимнастика, лыжи. Не рекомендуются занятия в секциях гребли, велоспорта и тяжелой атлетикой. При фронтальных нарушения осанки не рекомендуются занятия асимметричными видами спорта (теннис, гребля каноэ, метание, фехтование и др.).

Для правильного методического построения занятий у детей с нарушенной осанкой надо учитывать следующие основные положения:

- при плоской спине определяется слабое развитие всей мускулатуры, нормальная или избыточная подвижность позвоночника. Основной целью занятий в группе детей с такой патологией является равномерное укрепление всей мускулатуры. Специальные упражнения выполняются из исходного положения лежа.
- при сутулой спине занятия направлены на увеличение подвижности позвоночника, на укрепление мышц спины, на увеличение угла наклона таза.

Специальные упражнения выполняются из исходного положения лежа и в висе.

- При кругло-вогнутой спине основное внимание обращается на уменьшение кривизны позвоночника. Занятия направлены на уменьшение подвижности позвоночника, на укрепление мышц живота, ягодичных мышц. Специальные упражнения выполняются из исходных положений лежа.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что основным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Родители, преподаватели, тренеры, врачи должны знать, что оно должно начинаться с первых месяцев после рождения и постепенно включать новые средства и методы физической культуры, свойственные возрасту и развитию ребенка.

Будьте здоровы!

 

Антидопинг



Оценка качества оказания услуг

  • Минздрав
  • ФМБА
  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • 123